Проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Доктрины (стратегии) достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года»

Рассмотрев проект Доктрины (стратегии) достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года (далее Доктрина) считаем ее неприемлемой и представляющей угрозу национальным интересам Казахстана по следующим причинам.

  1. Разработка Доктрины должна вестись, прежде всего, исходя из защиты национальных интересов, а не из навязываемых западных парадигм.
  2. Полагаем, что лоббируемая западными кругами парадигма углеродной нейтральности не учитывает климатических различий между странами. Требования по выбросам парниковых газов не могут быть для такой экстремальной холодной страны как Казахстан такими же как для теплой Западной Европы либо близких к экватору стран (например, Индия и африканские страны).
  3. Уже в ближайшие годы Европейский Союз планирует ввести трансграничный углеродный налог на такие виды импортируемой продукции, как металлопрокат, цемент, удобрения, химическая продукция и т.д. В последующем планируется ввести такой налог на нефть, газ и нефтепродукты. Однозначно, что это самым негативным образом скажется на экспорте казахстанской продукции. Каким образом будет обеспечиваться конкурентоспособность казахстанской промышленности? Какой будет роль Казахстана в новом мировом разделении труда? Доктрина не содержит ответов на данные фундаментальные вопросы.
  4. В Доктрине предлагается удвоить долю ВИЭ в производстве электроэнергии к 2030 году. К 2040 году все децентрализованное отопление в зданиях должно быть электрифицировано. Пять лет спустя половина централизованного теплоснабжения должно быть электрифицирована, а угольное отопление будет полностью прекращено. Последняя угольная электростанция должна быть выведена из эксплуатации к 2050 году.

Однако Доктрина не отвечает на важнейшие вопросы, возникающие в связи с этим. А главный вопрос: каковы будут в результате предложенных изменений тарифы на тепло и электроэнергию для бизнеса и населения? Насколько они будут подъемны?

Однозначно, что тариф на электроэнергию в разы вырастет (минимум в 3-5 раз). Это приведет к неконкурентоспособности казахстанской продукции. Каким образом тогда будет выживать экономика Казахстана? В Доктрине нет ответа и на этот вопрос.

  1. Доктрина предлагает полностью отказаться от угольного отопления и обогревать здания и дома электричеством. Однако это приведет к огромному удорожанию отопления. Ни население, ни предприятия не смогут оплачивать такой вид отопления.

Приведем простой пример. На обогрев электричеством частного дома площадью 100 кв. метров требуется 3600 квт*час электроэнергии в месяц. При существующем тарифе в 24 тенге/квт*час расходы домохозяйства на тепло составят около 90 тыс.тенге в месяц. При использовании электроэнергии от ВИЭ тариф вырастет минимум в 3 раза. Это означает, что отопление дома будет стоить 270 тыс.тенге в месяц. Это совершенно не подъемная цена для нашего населения.

Для миллионов людей, проживающих в сельской местности, угольное отопление является единственно приемлемым вариантом (не во все села можно провести газовое отопление). Никакие ветровые либо солнечные установки не помогут им зимой в 40-градусные морозы. Доктрина не предлагает сельским жителям, которые составляют 40% населения Казахстана, никакого способа для выживания.

 

Таким образом, представленный проект Доктрины не предлагает никакого варианта для выживания экономики и населения Казахстана в «безуглеродном» сценарии развития. Поэтому требуется кардинальная глубокая переработка проекта Доктрины исходя из национальных интересов Казахстана. Новый вариант Доктрины должен быть согласован с НПП РК «Атамекен», отраслевыми союзами и представлен в Парламент Республики Казахстан для публичного обсуждения.

Оставить комментарий


Заказать
звонок
Сообщить
о барьере