Премьер-министру
Республики Казахстан
Г-ну Мамину А.У.
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Мы, представители работников и предпринимателей, как стороны социального партнерства, заинтересованные в эффективной модернизации и реструктуризации казахстанской промышленности, достаточно внимательно изучили концепцию и проект закона «О промышленной политике», которые разработало Министерство инвестиций и развития РК. Считаем, что в Мажилис парламента Республики Казахстан внесены некачественные проекты документов.
Проблема реструктуризации и модернизации отечественной промышленности не решается должным образом на протяжении 17-ти лет, начиная с даты принятия Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Безуспешными оказались две последующие государственные программы индустриализации. В зоне риска находится третья госпрограмма индустриализации. Причина фундаментальная: казахстанская модель экономики не отвечает ожиданиям предпринимательства, не создает возможности заниматься модернизацией и реструктуризацией действующих производств, и, тем более, не стимулирует частные инвестиции в создание новых предприятий, в том числе по производству базовой продукции.
Низкое качество представленного законопроекта обусловлено слабой проработанностью базового видения — Концепции развития промышленности. Так, в концепции отсутствует целостное видение развития предпринимательства в сфере материального производства в условиях динамичных, зачастую шоковых изменений на мировых рынках, а также высокого уровня неопределенности восстановления экономики после пандемии. В концепции закона недостаточно убедительно или вовсе не изложены механизмы определения приоритетных направлений, подходы к реструктуризации и модернизации действующих производств, выстраиванию межотраслевых связей, подходы к упрощению доступа отечественных производителей к государственным закупкам, а также к тендерам недропользователей, способы ограждения субъектов малого и среднего предпринимательства от негативного влияния крупных компаний и т.д. В концепции отсутствует ясная позиция государства относительно доминирования в промышленности крупного предпринимательства. Например, нет ответа на вопрос: какими мерами будут простимулированы крупные компании инвестировать в масштабную технологическую модернизацию?
Как и в прежних стратегиях и государственных программах в концепции и проекте закона ставка делается на активное участие государства в регулировании и финансировании развития промышленности. Иными словами, основным фактором является централизованное регулирование развития всех отраслей промышленности, что предполагает наличие институционального координатора в лице правительства. Как известно, финансовых и материальных ресурсов государства недостаточно для осуществления значительных структурных сдвигов в промышленности, а также модернизации действующих предприятий.
Авторы концепции и законопроекта не только неверно сформулировали пути преодоления системных проблем, но и, что крайне неприемлемо, не рассматривают институт социального партнерства в качестве ключевого способа вовлечения предпринимательства через отраслевые объединения, и работников в решение базовых задач развития предприятий. Работники отстранены от участия в принятии производственных решений, за исключением вопросов безопасности и охраны труда.
В законопроекте заложена попытка реставрации устаревшей национальной инновационной системы, которая не работает и не будет работать, поскольку в ней не просматривается роль отечественных научных коллективов, она не страхует исследователей от рисков, и в целом слабо ориентирована на развитие и формирование казахстанского научно-инновационного потенциала. Вместе с тем, в законопроекте сделан упор на потребление импортных технологий. Надо ясно понимать, что невозможно модернизировать промышленные производства без укрепления позиции отраслевой науки, без совершенствования институтов финансирования НИОКР и коммерциализации их результатов.
Особую озабоченность ряда независимых республиканских и отраслевых объединений профсоюзов вызывает ежегодный роста импорта промышленных товаров, в том числе из стран ЕАЭС. Положительное сальдо импорта означает вытеснение казахстанских рабочих мест иностранными, то есть поддержка занятости за рубежом. Иными словами, большой объем импорта ведет к снижению занятости в Казахстане. Независимые профсоюзы Казахстана заинтересованы в стабильном росте занятости в стране.
Таким образом, и концепция, и проект закона «о промышленной политике» создают системные риски не только для предпринимательства, но и для экономически активного населения, с вытекающими последствиями для благосостояния населения.
Казахстану, несомненно, требуется современная по своей сути промышленная политика, которая должна обеспечить серьезные структурные сдвиги в промышленности, в том числе в структуре предпринимательства и собственности. Промышленная политика должна стать важнейшим компонентом системы экономических институтов, обеспечивающих развитие, прежде всего, предпринимательства. В промышленной политике должны быть ясно определены базовые принципы государственного регулирования, в том числе через систему государственных закупок и государственного заказа, расставлены все акценты в части отношения государства к крупным компаниям независимо от страны происхождения, даны ясные ориентиры среднему предпринимательству и гарантированы меры поддержки малому бизнесу. Тогда, закон станет инструментом реализации концепции, а все его меры будут эффективными с точки зрения практических результатов, а не декларативными пожеланиями разработчиков.
Уважаемый Аскар Узакпаевич, на основании изложенного считаем целесообразным отозвать проект закона «О промышленной политике» из Мажилиса Парламента Республики Казахстан и создать специальную рабочую группу по разработке новых вариантов и концепции, и законопроекта. Также важно, чтобы в состав рабочей группы вошли представители отраслевых организаций предпринимателей и профсоюзов. Проблемы отечественной промышленности требуют глубокого изучения с точки зрения и предпринимательств, и работников, и государства. Только так можно создать экономические институты, включающие законы и политики, способные обеспечить реальные позитивные результаты.
Мы нижеподписавшиеся готовы принять непосредственное участие в разработке новой концепции и нового проекта закона «О промышленной политике», а также подключить к данной инициативе широкий круг узких специалистов, практиков, ученых и экспертов.
С уважением,
Генеральный секретарь РОП «Казахстанская конфедерация труда» М.Машкенов
Председатель РОП Содружество Профсоюзов Казахстана «Аманат» А.Пригорь
Председатель координационного совета «YNTYMAQ» М.Кажыкен
Председатель правления ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» О. Пак
Председатель правления СРО «Национальное объединение предприятий легкой промышленности «QazTextileIndustry» Г. Уахитова